Взял за правило читать не менее 50 страниц в день и дочитал "Щегла" Донны Тартт. Роман местами скучен, но подкупает точностью языка. События и диалоги буквально оживают перед глазами. Конечно, этот микс из Диккенса, Пруста, Сэлинджера и Достоевского приводит к финальным катарсическим слезам, но, кажется, ему недостает глубины.
И здесь полезно задаться вопросом: а чем хорошо написанная проза отличается от прозы гениальной? Все-таки у Сэлинджера за вербальной сценой всегда скрывается мир несказанного — который продолжает развиваться у читателя в голове. Пруст с помощью какого-то непостижимого колдовства заставляет нас "переощутить" до боли знакомую нам реальность. Да, устремляясь за этими матерыми господами, Тартт демонстрирует навыки блестящего стилиста, но текста, порождающего новые смыслы, она не создает. Говоря словами Мамардашвили, "производящего произведения" здесь не вышло.
Вместе с тем, рекомендую этот роман тем, кто ценит эмоциональную вовлеченность в текст, хитрости авантюрного сюжета и "тонкости" страданий главного героя.
"И в разгар нашего умирания, когда мы проклевываемся из почвы и в этой же почве бесследно исчезаем, какой же это почет, какой триумф — любить то, над чем Смерть не властна."
#малыгин_тексты